За первые века существования христианства были достигнуты успехи, позволившие религии устоять перед многочисленными угрозами. Христианскую веру приняли многие завоеватели севера. Ирландия до девятого века, остававшаяся за пределами Рима и не подвергнувшаяся нападению иноземцев, превратилась в главный центр христианства, а миссионеры отправились в Британию и Европу. Племена Германии еще в начале шестого века, обосновавшиеся в пределах империи, приняли христианство. Англы и саксы, вторгшиеся в Британию, приняли веру в шестом-седьмом веке. Часть Нидерландов и долина Рейна в конце седьмого и начале восьмого веков тоже стали христианскими. Христианизация славян, болгар и венгров началась в десятом веке. Христианство, до того как арабы принесли с собой ислам, распространилось среди народов Азии, а также исповедовалось в Китае. Распространилось также по течению Нила, на территории, называвшейся сейчас Суданом.
Христианство в десятом веке утратило свою силу и жизнеспособность. Среди обращенных народов в Европе оно стало сдавать свои позиции. Монашество после возрождения в эпоху Каролингской династии снова пришло в упадок. До такой степени ослабло и утратило свой престиж римское папство, что, казалось, его ждет неминуемая гибель. Наследница Римской империи, Византия, население которой было грекоязычным – устояло перед угрозой арабов. Церковь в восьмом-девятом веках потрясали споры по вопросу почитания икон.
Расцвет христианства начинается во второй половине десятого века, длившийся около четырех веков. Народами Скандинавии христианство было принято официально. Распространилась среди негерманских народов около Балтийского моря и на равнинах России. Ислам на Иберийском полуострове оттеснялся к югу и в конце удержался лишь на юго-востоке – в Гранаде. Ислам на Сицилии вытеснили полностью. Свою веру миссионеры христианства несли в Азию и Китай, жителям которых была знакома восточная форма христианства – несторианство. Небольшие группы к востоку от Каспия и Месопотамии исповедовали христианскую веру.
На Западе христианство переживало самый бурный расцвет. Проявлением этого возрождения послужили новые монашеские движения, создавались новые ордена, как цистерцианцы и доминиканцы. Папы-реформаторы – Георгий Седьмой и Иннокентий Третий добились, чтобы христианство играло важную роль в жизни всего общества. Многие течения возникали в народе и ученой среде, которые церковь осуждала как еретические. Воздвигались соборы и церкви, выражающие веру христиан. Теологи трудились, чтобы осмыслить это вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизм. Известным теологом был Фома Аквинский (1226-1274).