02.11.2011 | Главные добродетели русских православных христиан
Большинство первых святых на Древней Руси подпадают под теорию «кенотизма». В частности, в «Сказании о Борисе и Глебе» представлен рассказ о гибели невинных, а также подаётся толкование жертвенной смерти с религиозной точки зрения. При этом ничего героического в смерти двух князей нет, наоборот, перед смертью они плачутся, стенают, жалуются на свою судьбу, а потом принимают свою участь (смерть). Как и в летописи, в «Сказании» показана слабость человека, его беспомощность. Как результат, в старинных записях главной становится идея, что все ученики Христа приходят в наш мир для страдания и только с помощью добровольной жертвы способны очистится от греха. В сравнении с подобными литературными источниками западноевропейских народов, просматривается национальная черта русского народа —полное смирение со своей участью, которое стало особенностью именно русских первых христиан. Спаситель представляется русскими верующими кротким и страдающим.
«Страстотерпцы» заняли главное место среди сонма святых в русской церкви, в то время, как в латинской и греческой церкви доминируют мученики за веру. В связи с этим русское монашество по характеру более походит на палестинское, и существенно отличаясь от монашества сирийского и египетского. Отличительной чертой палестинских монахов было благоразумие, под которым понималось чувство меры, духовный такт, сдержанность. Эту черту переняли и русские монахи. Устоявшаяся византийская традиция имела слабое влияние на религиозное сознание русского народа. Евангелия придало русскому христианству главные черты. Русская христианская мораль нашла своё практическое воплощение в трех главных добродетелях: смирении, нищете и любви.