16.08.2011 | Таинство
Понятие таинства определить довольно сложно. В православии до сих пор не выведено полноценное учение о таинствах. Западные схемы и категории мысли проникли в Русскую Церковь. После этого церковь стала признавать семь таинств.
Понятие "таинства" уходит своими корнями в библейский текст, где оно хоть на прямую и не употребляется в широком смысле, но диапазон его применения в Святом Писании весьма широк.
Понятие "таинства" применяется в текстах Ветхого Завета при описании сотериологического процесса, который происходит в рамках миссологических чаяний Израиля. Бог открывает Израилю свой замысел о спасении, т.е. это было своеобразным откровением Божественных тайн в ветхозаветном тексте.
Синонимом таинства в текстах Ветхого Завета служит "мистерион". Это понятие встречается у апостола Марка, и получает дальнейшее развитие у апостола Павла. Он называет таинством премудрость Божью. Место для таинства находится и в области христианства (чистота совести), и в сфере беззакония.
В писаниях Святого отца продолжается традиция употребления понятия "таинство". В эту эпоху не существовало специального термина для обозначения понятия "таинств". "Мистерион" использовался в общем смысле "таинства спасения".
В древней Церкви "таинство" должно было учитывать кроме библейского, контекст окружающей религиозной и культурной среды язычников. Языческие мистерии сравниваются с христианскими священнодействиями, противопоставляются друг с другом.
Возможно, невозможность трактовать "таинство" связано с тем, что высшие тайны существуют лишь для посвященных, передаются в скрытой форме и непосвященным их не понять.