27.06.2013 | Первая на Руси христианка
Составлено Житие не на основании религиозных, а светских источников. Прежде всего, это древнерусские летописи и производные от них тексты, в т.ч. и ренессансного направления. Так, автор дважды в Житии ссылается на польского ренессансного историка Марцина Кромера. Похоже, он использовал «Хронику…» этого автора, в которой подавалось немало сведений по истории Украины.
К ренессансным моментам произведения стоит отнести и то, что в нем большое внимание уделяется интимным эпизодам в жизни княгини. Первым таким эпизодом является ее встреча с будущим мужем, князем Игорем. Князь будто однажды охотился на Псковщине, где родилась и жила Ольга. Здесь они и познакомились. Игорю нужно было пересечь реку. Он увидел, что по ней плывет кто-то в лодке и попросил, чтобы его перевезли. В лодке оказался не юноша, а красивая девушка. Это и была Ольга. Молодой князь «запалився блудною похіттю» и «почав до неї слова невстидливії мовити». Однако девушка, поняв, какие намерения у князя, «його мову припинила своєю мовою». Она говорит, что не подобает князю, который судит других людей, совершать зло. А в конце предупреждает, что скорее погибнет, нежели чистоту своего девичества утратит. Князь, выслушав Ольгу, застыдился. Он не тронул девушку. А когда наступило время ему жениться, послал за ней и с надлежащей честью взял ее за жену.
Второй эпизод из интимной жизни княгини Ольги, описанный в произведении, — это сватанье к ней византийского императора, известен еще из «Повести временных лет…» После смерти князя Игоря Ольга едет в Константинополь, чтобы принять христианство. Здесь она встречается с верховным правителем империи и «…коли побачив цар, що красою й мудрістю стоїть вона вище інших жінок, вражений красою її, захотів мати її собі за жону, бо був цар молодий і не мав ще жони». Однако Ольга перехитрила царя. Она попросила, чтобы он стал ее крестным отцом.
Источник: http://ivanets.com